МАРИЯ ВОРОБЬЕВА
"Превращение" - автобиография? Аллегория? Притча? Предсказание?
Франц Кафка. Страх перед внешним миром и высшим авторитетом, отразившийся в творчестве писателя
1883 - 1924
Семья Франца Кафки
Франц Кафка - немецкоязычный писатель, родившийся 3 июля 1883 года в еврейской семье. В детстве он был слабым, тщедушным мальчиком, боящимся своего отца. У Кафки было два младших брата и три младших сестры, однако оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались до того, как Францу исполнилось шесть лет.
Герман Кафка - отец писателя - происходил из чешскоязычной еврейской общины в Южной Чехии.
Юлия Кафка (мать Франца) - дочь зажиточного пивовара.



Франц Кафка закончил Пражский Карлов университет в 1906 году
Работа для Франца была занятием второстепенным и обременительным: в дневниках и письмах он признается в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом плане всегда была литература, «оправдывающая все его существование».
Макс Брод - ослушавшийся друг или открыватель творчества Кафки?
Перед смертью Кафка просил поручил своему другу и литературному душеприказчику – Максу Броду – сжечь без исключения все им написанное. Однако Макс Брод не подчинился воле усопшего и опубликовал большую часть его работ, которые вскоре привлекли к себе внимание.
Почему Кафка не хотел публиковать свое творчество?
Будучи очень неуверенным в себе человеком, считал, что его проза недостойна внимания публики
Его смущало интимно-личное содержание прозы. Все пережитое писатель воплощал в собственных страницах
Им управляла боязнь умножения зла в материальном мире
«Превращение» - это не просто автобиографизм, а художественный дневник, в котором совпадает все, включая количество домочадцев и описание комнаты. Творчество для Кафки было как средство самотерапии: таким образом он мог посмотреть на свои комплексы со стороны.
Проблема взаимоотношений Кафки с его отцом значительно отразилась на его мировоззрении, восприятии и творчестве. Неуверенность в себе, самоосуждение и болезненное восприятие окружающего мира – все эти качества писателя хорошо задокументированы в его письмах и дневниках, а особенно в «Письме отцу».
Эффект Кафки
Скучно, нудно, неинтересно, но оторваться не можешь.
Все ясно, но ничего не понятно
"Превращение"
Ясность речи, точная и строгая интонация разительно контрастируют с кошмарным содержанием рассказа. Его резкое, черно-белое письмо не украшено никакими поэтическими метафорами. Прозрачность его языка подчеркивает сумрачное богатство его фантазии. Контраст и единство, стиль и содержание, манера и материал слиты в нерасторжимое целое.
Владимир Набоков
русский писатель
Романы Франца Кафки
"Превращение"

Экспрессионизм?
Ведущие черты экспрессионизма - это выражение эмоциональных переживаний автора, яркость и индивидуальность замысла, мрачность, мистичность и фантастичность. Главный герой потому и превращается в мелкое ничтожное насекомое, которое можно с легкостью раздавить: именно так чувствует себя Кафка по отношению не только к своему отцу, но и ко всему миру.
"Звездная ночь" ван Гога - "Превращение" Кафки в литературе.
Нидерландский художник зародил начало экспрессионизма, выражая собственные чувства и свое сумасшествие на картинах. Кафка в своем творчестве делает тоже самое, превращая Грегора - свое альтер эго, в насекомое.
В какое насекомое превращается Грегор?
Грегор Замза - это не таракан, и не жук. Упоминаются лапки, крылья, панцирь, но конкретного вида сам автор не называет. Кафка подчеркивает, что это не важно – важен сам образ мелкого, ничтожного насекомого. «Превращение» - это история про человека, ощущавшего себя ничтожеством, поэтому Кафка категорически был против насекомого на обложке. Это история не про насекомое, а про человека, превратившегося в него.
Какая обложка для книги понравилась бы самому автору?
В тексте подчеркивается, что в мерзкое насекомое превращен Грегор, а внутренне такими являются его родные. На самом деле это люди превратились в бесчувственных насекомых, которым важен комфорт и покой, а Грегор ведет себя по-человечески, проявляя деликатность, понимание, прощение и самопожертвование.
"Где смысла нет, там смысла слишком много"

Луи Арагон
Абсурд здесь не несет негативного эффекта, напротив, приносит эстетическую категорию и вызывает шок. С помощью абсурда мы можем соотносить произведение Кафки с эстетикой сюрреализма.
Прежде всего, абсурдно то, что единственное, что пугает Грегора Замзу в превращении – это то, что он не может пойти на работу, а хозяин будет недоволен, он чувствует угрызение совести. Самое страшное в повести – это равнодушие как Грегора, так и Кафки: они не удивляются и не выражают эмоции. Автор описывает сюрреализм в мире, где никто не воспринимает мир как сюрреализм, и ненормальное становится нормой. Читателю жутко от того, что Грегор превратился в насекомое, а все реагируют как на простуду, будто не произошло ничего особенного. Кроме того, сюрреализм – это наше бессознательное, проявляющиеся, например, когда мы спим, а Грегор превращается, уже проснувшись.

Экзистенциализм?
«Превращение» Кафки можно так же относить и к философии существования XX века – экзистенциализму. Мотив одиночества тут играет одну из центральных ролей, религиозному подтексту так же отдается значительное место, да и вопрос смысла жизни невольно повисает в воздухе произведения.
Отдельное внимание стоит обратить, конечно, на религиозный смысл повести. Превращение случается в канун Рождества, а умирает Грегор в Страстную пятницу (перед Пасхой), что символизирует муки Христа. Однако Грегор умирает без воскрешения, в отличие от Иисуса, и его жертва становится бессмысленной. Получается, мир Кафки – мир без воскресшего Бога, мир, обреченный на гибель. Так же число три имеет богатую символику как в мифологии, так и в повести: рассказ состоит из трех частей, в комнате Грегора три двери, семья из трех человек, три служанки и трое домочадцев.
Интерпретации мотива превращения в повести Кафки
"Единственным спасением, возможно, видится сестра Грегора, которая, поначалу, выступает как некий символ надежды героя. Однако окончательное предательство фатально для Грегора"

Владимир Набоков
русский писатель
Грегор работал и содержал семью, после превращения он начинает чувствовать свою вину за то, что родным пришлось затянуть пояса потуже. Семья отворачивается от сына, что и добивает героя. Таким образом, Кафка дает понять, что зло уже победило. Причиной смерти становится не яблоко, а предательство сестры и близких.
Исследователи подчеркивали, что Кафка не случайно дает Грегору крылья, как олицетворение возможности улететь, но герой не может так поступить. Помимо вины перед семьей Набоков уделяет большое внимание немоте насекомого – этот образ, сопровождающий нашу жизнь: мелочное, суетливое, вторичное обсуждается и перемалывается часами, но сокровенные мысли и чувства, основа человеческого естества, остаются в глубинах души и умирают в безвестности.
Кафка глубоко страдал от необходимости ежедневно служить в своей конторе, ему хотелось заниматься писательством. Именно поэтому можно рассматривать превращение Грегора с религиозной точки зрения как наказание за то, что он не развил данные ему Творцом способности. Таким образом, он не стал человеком.
Став насекомым, Грегор выясняет, что семья его обманывала – у них есть деньги, у них был капитал, но они принимали заработанные деньги Грегора. А ведь этими деньгами они могли бы «погасить часть отцовского долга и приблизить тот день, когда он, Грегор, волен был бы отказаться от своей службы». Однако семья его беспощадно предает, и наиболее ярко это выражается в отношениях с Гретой.
"Превращение" - визитная карточка Франца Кафки, в этой повести он полностью выражает свой комплекс неполноценности. Не менее важно, что в «Превращении» Грегор Замза умирает от раны из-за брошенного отцом яблока. Отцом! В повести так же нет ничего случайного – и это еще одно тому подтверждение.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website